Методика Монтессори: плюсы и минусы

Методика Монтессори: плюсы и минусы

Мария Монтессори совершила настоящую революцию в воспитании и образовании детей. Основа ее методики в том, что она поощряет в детях самостоятельность и позволяет свободное воспитание. Такой подход находит применение и сейчас, все большее число родителей желают отдать своего малыша в группы с такой программой. 

Как возникла методика Монтессори 

Внедрять собственную систему педагог с многолетним стажем стала на практике с детьми, у которых наблюдалась задержка психологического развития, у них наблюдались сбой адаптационных качеств. Педагог за счет создания особенной атмосферы в группах развивала тактильную восприимчивость и учила детей самообслуживанию. Она всего лишь учила детей комфортно находиться в обществе, не преследуя цели их интеллектуального развития. 

Всего за год подобной работы был заметен результат трудов. Дети по уровню интеллектуального развития обошли своих совершенно здоровых сверстников. 

Мария продолжила свою работу и обратилась за помощью к психологам и педагогов с собственными исследованиями. Благодаря систематизации имеющихся наработок ей удалось выстроить целый комплекс, названный методом Монтессори. Далее его протестировали на группе здоровых детей и подтвердили, что система легко адаптируется под возможности и потребности любого ребенка.

Суть метода воспитания и развития

Главный принцип специалиста – родитель или педагог не должен делать что-либо за ребенка, он должен помочь ему выполнить действия самостоятельно. Ее методика исключает оценивание и считает его недопустимым для детей дошкольного возраста. Какие-либо поощрения, принуждения и наказания ее подход не допускает. 

Основные принципы Монтессори: 

  • ребенка учат принимать свои решения без помощи взрослых; 
  • детям предоставляет среда для комфортного развития; 
  • педагог вмешивается в процесс обучения только по просьбе ребенка. 

Успех ее средства развития объясняется тем, что каждый ребенок самостоятельно определяет, как ему развиваться и в какую сторону. Он может сам установить для себя ритм, в котором работа будет максимально эффективной. 

В основе метода лежит также использование особенной развивающей среды. без ее обеспечения метод не может существовать. В залах для занятия вся мебель и предметы должны соответствовать росту, возрасту и потребностям малыша. 

Возрастные рекомендации 

Мария Монтессори в своих учебных рекомендациях советует родителям знакомиться с принципами методики еще до появления на свет перовго малыша. Такой подход позволит лучше подготовиться к встрече с новорожденным и осознать его потребности. 

В педагогике Монтессори есть деление детей на 3 основные возрастные группы. В зависимости от этого существенно отличается методика проведения занятий: 

  1. От 1 года до 6 лет. Строительный этап. В этот момент основная цель обеспечить развитие всех необходимых функций у ребенка. 
  2. От 6 до 12 лет. Исследовательский период. Дети изучают окружающий мир, его явления, события и себя самого. 
  3. От 12 до 18 лет. Ученый период. Дети учатся искать взаимосвязь между разными фактами, определяют свое место в мире и создают общую картинку. 

Методика Монтессори популярная среди российских родителей, но специальных классов очень мало в стране. Связано это с тем, что педагоги, занимающиеся с детьми по этой программе должны пройти полное обучение в специальной школе. 

Основные преимущества и недостатки методики 

Несмотря на распространенность и всеобщее признание метода, отзывы о нем неоднозначны. В своих откликах, люди, связанные с этой системой подчеркивают наличие преимуществ и недостатков. Основные достоинства: 

  • развитие в комфортном темпе; 
  • познание себя и окружающего мира; 
  • предоставление свободы; 
  • отсутствие негатива и агрессии; 
  • индивидуальное формирование групп; 
  • быстрое образование предпосылок к самообслуживанию. 

Минусы метода Монтессори: 

  • сложности в последующей адаптации в обычной школе; 
  • слабая двигательная активность; 
  • отсутствие занятий связанных с наукой. 

Занятия по этой методике понравятся родителям, ценящим индивидуальный подход к образованию. Способ совершенно не сработает с авторитарными мамами и папами, неспособными дать крохе свободы. Сложно в группе будет творческим, подвижным и активным детям, они будут ощущать дискомфорт.